Как известно, в эти выходные под Москвой прошла очередная встреча подкастеров в честь дня рожденья rpod.ru — PodCon. Вернее, встреча еще идет, но днем все отправятся по домам. «А я не поехал, я купил мотыля и пошел на реку…». Ну да, что-то вроде того :). Если кратко, мы думали разнообразить программу подкона конференцией, нам дали понять, что она не нужна, из-за конфликтов с организаторами многие мои друзья отказались ехать, и мы с Женей тоже решили, что нецелесообразно больше 10 тысяч на все это дело тратить.

К чему я это пишу? На подкон поехал один из моих подслушателей. И вчера вечером он сообщил мне новость — на церемонии Podcast Awards Василий Стрельников зачитал некое письмо, где упоминался наш переход на PodFM «из-за денег». Сразу скажу, что я там не была, подробностей и контекста сказанного не знаю, но это не суть важно. Отмечу — мы не ушли на подфм и даже обсужали это пока не конкретно, а лишь на стадии «а может стоит?..». Я ожидала упоминания нас или подфм на подконе в каком-нибудь ключе, ведь эти же люди пропустили в официальный FAQ мероприятия вопрос «Почему Оляпка такая дура». И даже того, что были упомянуты ключевые слова «уход, подфм, из-за денег» достаточно, чтобы понять — на подконе опять все белые и пушистые, «грязных» денежек сторонятся, а конкурентов предают анафеме. Но так ли это плохо — получать деньги за хобби?

UPD: в комментариях появился автор того самого письма и привел его полное содержание. Думаю, оно вполне хорошо показывает ситуацию и не делает этот пост про «меркантильность» и «гнобление конкурентов» менее актуальным — https://olyapka.com/2010/03/podcon/#comment-41039673.

Для начала взглянем на весь цвет и верхушку рпода. Кто у нас там, не считая Василия и Картаева с Махарадзе (которые, к слову, прекратили писать свои подкасты после того, как от них ушел спонсор)))? Хм, перечислять по именам не буду, вы их и сами знаете, если в теме. А если не в теме — ну и не буду их светить. Скажу лишь, что они давным-давно перестали писать подкасты и тусуются с Васей лишь за компанию. Пишется регулярно лишь один человек, но он почти никогда не попадает выше 10 места в топе рпода (а вы знаете, какие смешные надо цифры, чтобы попасть даже на 3-4 место — это 200-400 скачиваний!). Как уже не раз повторялось — ради бога, не жалко. Люди тусуются вокруг шоумена, ему нравится «свита», свите нравится с ним общаться. Раз в год все они, собрав остальную тусовку, выезжают за город потусить и выпить. И ничего плохого в этом нет! Василий не раз говорил, что рпод — его личный некоммерческий проект.

Но не нужно в таком случае гнобить конкурентов, которые не прозябают (напомню, рпод третий год не может сменить старый дизайн, на прошлом подконе даже эксклюзивно представили тестовую версию, обещали в мае открыть, но так и забили). К примеру, у Василия в подкастах бывают спонсоры. Отлично — его дело! Эти же спонсоры и у подкона, аж 4 штуки. Вполне логичный шаг — пообщаться с ними, помогать перспективным подкастерам, сводить их со спонсорами. Однако оргкомитету было даже сложно попросить у спонсоров какие-то жалкие 4 тысячи рублей на зал для конференции, которая так и не состоялась.

Идем дальше. Что делают конкуренты, в частности, PodFM? Они предлагают программу поддержки лучших подкастов. Да, это селекция. Но лучше грамотно проводить селекцию, чем ничего не делая содержать помойку, не правда ли? Вполне адекватная программа. При условии публикации на сервере подфм подкастеры получают деньги в зависимости от числа закачек. Кроме того, на PodFM сейчас продумывают особые рекламные программы (например, как Яндекс-Директ или Гугл-Адсенс на сайтах), чтобы возможность хоть немного заработать на хобби была доступна каждому. Можно сколько угодно вопить, что подкастинг — хобби и зарабатывать на нем мерзко, но все же. Подкастинг — хобби, не просто отнимающее время, но и силы, деньги. Не так уж и дешев комплект неплохого оборудования для записи, а сколько времени уходит на обработку звука, монтаж! Вполне логично желание человека получать хоть какой-то бонус от своего занятия. И вполне логичный ход для подкаст-терминала ему эту возможность предоставить.

А теперь вернемся к началу. Конечно, подфм продюсирует не всех. Конечно, они выбирают лучших и наиболее популярных (вы еще узнаете, кто из наших общих любимцев скоро объявится на PodFM с обновленными шоу))). Так может поэтому окружение Василия злится, когда подкастеры уходят к конкуренту? Ведь их просто не зовут и не позовут — потому что подкастов они не пишут или пишут посредственные. В таком случае остается лишь с уверенным видом сидеть в песочнице и, угрожающе помахивая лопаткой и ведром, говорить, что ушедшие на PodFM — меркантильные редиски.

Напоследок добавлю, что подкаст-терминал — это ведь не дом родной. Его не надо любить и обожать и быть верной как жена мужу. Это всего лишь место для выкладывания подкастов. Одно из мест. Например, если я сейчас уйду с Рамблер.Аудио, куда транслируются Кадры и мфкаст, уверена, никто не развопится, что я плохая. А на рподе этому посвящают аж время на церемонии наград, вот так мы им важны! :)). К слову, «Кадры» давно «реально» не публикуются на рподе. Из-за того, что Стрельникову показался сомнительным наш фоновый трек, мы уже несколько месяцев на внешнем сервере (по просьбе Василия!). Так какая разница, чей внешний сервер? :))

Что ж, каждый сам выбирает себе путь развития. Кто-то позиционируется как большая однородная песочница, кто-то предлагает лучшие условия для лучших подкастеров. Сегодня бытует мнение, что русский подкастинг более мертв, чем жив. И лишь потому, что русский подкастинг для многих пока — это синоним рпода. Однако время не стоит на месте. Можно сколько угодно ничего не делать и ругать конкурентов, затыкать разговоры про монетизацию, но сбором людей и популяризацией подкастинга уже занялся подфм. А рподу останется лишь банить ссылки на размещенные там подкасты, объясняя это «временными техническими трудностями».

А про «уход на подфм из-за денег». Ну да, подкастеры уходят из-за денег. И тут нечего стыдиться. Ведь их шоу не становится хуже (а скорее даже наоборот). Ведь их слушатели остаются с ними. Ведь они могут продолжать публиковаться по RSS или с помощью плеера PodFM на других сайтах. Ведь они окажутся в хорошей компании, с которой вместе будут наращивать аудиторию для перспективного подкаст-терминала. И что в этом плохого?