Помните, когда только-только анонсировали первый айфон, многие писали кипятком от восторга – такой телефонище, а цена 299 долларов! Похожим образом на многих действуют и многие пресс-релизы телефонов только для американского, например, рынка. Стоимость там обычно такая радостная – 100, 200 долларов.

В чем тут секрет, узнать несложно. В Америке сотовый рынок – так называемый “операторский”. То есть на пальме первенства там сидят операторы сотовой связи, а никак не производители телефонов. Основа – это договор с оператором и тариф. А уж в рамках тарифа вы можете выбрать любой понравившийся вам телефон – чаще всего по привлекательно низкой цене. Речь идет о так называемых субсидированных телефонах. Вы получаете трубку за копейки, а взамен обязуетесь пользоваться услугами конкретного оператора связи в течение определенного срока (обычно год или два). А чтобы вы не “кинули” оператора, проданный вам телефон “залочен”, то есть в него можно установить симку только вашего оператора связи. Конечно, можно купить и “разлоченный” телефон, но это не принято и малопопулярно.

Обо всем этом в курсе раньше были разве что знатоки телекоммуникационного рынка, но с появлением уже упомянутого айфона все изменилось. И если американские самсунги и моторолки до этого никому не требовалось “разлачивать”, то для айфона это стало необходимостью. Так и наводнили нашу страну относительно дешевые айфоны. А когда появились цены на первые “официалы”, многие офигевали – как это так, 27 тыщ, когда первая версия по 14-17! А в том то и секрет – никем не учитывавшиеся операторские субсидии. Ладно, что-то я ушла в какие-то дебри. Надеюсь, “тамошнюю” схему вы поняли.

Кстати, схема эта еще более развита в Японии. Там производитель вообще лишь создатель “железки”. А “рулят” именно операторы. При этом, каждый из операторов регулярно выпускает линейки новых моделей, в которых под сходными маркировками аппараты от разных производителей – Sharp, NEC, Toshiba, SE… У всех один разъем для наушников и зарядки (нам бы так!), сходный дизайн – то есть разные производители при создании трубок лишь отвечают на запросы разных операторов, не создавая чего-то своего, оригинального. И покупка телефона в Японии (впрочем, как и в США и многих странах Европы) – это в первую очередь выбор оператора, а уж затем модели. Нередко на телефонах вообще нет лого производителей или они наааамного меньше операторских названий.

Да и в плане софта все “завязано” на операторскую сеть. Просто так не загрузишь видео, игру или рингтон – все через специальные услуги сети. GPS вне сети японского оператора также откажется работать.

Кстати, именно в Японии супер-пупер трубки с огромными экранами, бесконтактной оплатой, GPS, телевидением и т.п. стоят копейки. Главное – контракт. Впрочем, не думайте, что все так просто и каждый месяц можно за минимальные деньги обзаводиться очередной мегазвонилкой. Контракт – вещь непростая. С ним вас связывают с один телефоном на год, а чаще на два. Если вы захотите поменять аппарат раньше – вам придется выплатить оператору его полную стоимость, а это, сами понимаете, сумма немаленькая.

Впрочем, хватит о “них”. Этот пост я задумывала близким к российским реалиям. Для наших людей “субсидированный телефон” – нечто непонятное. Для нас в порядке вещей прийти в салон связи и среди представленного ассортимента выбрать понравившуюся трубку. А затем уже перелистывать информацию о разных тарифах разных операторов.

Хотя субсидированные телефоны у нас бывали. Все, пожалуй, помнят знаменитый Siemens A35 с однострочным дисплеем от МТС, который стоил что-то вроде 1500 р. Одно время он был самой доступной трубкой на рынке и предметом неизменных шуток (“вот куплю тебе a35!!!”). Была еще пара попыток от МТС (брендированные трубки производства Nokia), но на характер рынка это повлиять никак не могло.

A35

Но ситуация начинает потихоньку меняться. Помню, более года назад я была на пресс-конференции одной компании-производителя bluetooth-гарнитур. Те только-только пришли на наш рынок из Европы и много рассказывали о своих преимуществах – вроде специально програмируемой клавиши вызова службы поддержки, управление операторскими сервисами и т.п. “Сейчас это все не очень актуально в России, но мы видим, что рынок постепенно движется к операторской модели, как в Америке и Европе”, – отметил представитель компании. Тогда мне в это сильно не верилось, но люди из “высокого бизнеса” обычно смотрят далеко вперед и знают, что говорят. И ходы свои просчитывают.

Понемногу “операторизация” рынка началась с появления у нас официального iPhone 3G. Многие уже тогда надеялись на появление субсидированных тарифов. То есть телефон за копейки и тариф на год-два. Увы, решился на такое только МегаФон. И то со многими ограничениями (только для старых абонентов, при условии, что они тратили определенную немаленькую сумму в месяц…) – это явно доказывает, что операторы нам не доверяют. МТС при видимости субсидированного тарифа просто требовал класть всю стоимость телефона на счет, откуда списывались бы суммы за услуги платы. Билайн и вовсе не предложил ничего такого. Ничего не поделаешь, это Россия. Недаром, уровень неплатежей по кредитам у нас достигает 40 процентов.

Реклама

Впрочем, все постепенно “устаканивается”, на каждого из нас уже заводят кредитные истории и через какое-то время субсидированные трубки с контрактами станут реальностью и у нас.

Робкие попытки выпуска брендированных аппаратов уже делает МегаФон, представив недавно “антикризисный” пакет – простейший телефон марки Huawei и тариф за 999 рублей. Но до истинно брендированных телефонов от известных производителей вроде Nokia, Samsung и SE еще далеко,  учитывая нынешнюю ситуацию на рынке.

Но операторы постепенно делают все, чтобы главными на рынке. Первой ласточкой стал Билайн, купивший “Евросеть”. МТС в прошлом году “подмял” под себя “Беталинк” (договорился об эксклюзивной продаже своих тарифов), но, по последним данным, соглашение расторгнуто, а сама сеть на грани банкротства. Это неудивительно – в феврале МТС приобрел “Телефон.ру” и планирует покупку салонов связи “Эльдорадо”. “МегаФон” заглядывается на “Цифроград”. Тянутся операторские руки и к другим ритейлерам, дела которых на фоне кризиса все хуже (салоны закрываются – а значит, некому продвигать тарифы и услуги операторов). Все аналитики говорят о том, что уже довольно скоро вся наша сотовая розница будет поделена между операторами связи. В этом плане жаль разве что мелких региональных операторов – им негде будет реализовывать свои контракты, “большая тройка” их просто задавит.

Плохо это или хорошо? Пожалуй, ни то, ни другое. Изменится модель рынка, а нам, конечным потребителям, пожалуй не суть важно это все. Разве что будут какие-то ограничения – например, продажа тарифов только одного оператора.

Что с телефонами? Это самое интересное. Конечно, было бы очень заманчиво, чтобы и у нас появились субсидированные трубки, но до этого, пожалуй, еще долго. Для начала надо перестроиться, договориться с вендорами, научиться доверять покупателям. А уж затем продавать трубки со своими логотипами и продвигать дополнительные контентные услуги с помощью встроенного ПО (как в Японии). Ведь прибыль от голосового трафика у операторов все меньше, надо зарабатывать за счет дополнительных услуг. А попробуй продвинь, допустим, сервис мобильного ТВ или “музыки по запросу”, если у всех абонентов разные трубки. А вот брендированные аппараты, адаптированные, со специальным предустановленным ПО – дело другое. В общем, все реально :).

Такие вот мысли.

А еще можно почитать...