В середине августа мы решили на 3 дня выбраться в столицу нашей родины Польши Варшаву :). Причин было несколько. Во-первых, давно хотелось этот город посмотреть. Во-вторых, у нас гостили родственники из Питера, которые тоже были не прочь погулять по Варшаве. В-третьих, у меня в декабре заканчивается срок действия загранпаспорта, а подать документы на замену можно только в Варшавском консульском отделе.

Поезд в Варшаву

Мы купили билеты на поезд-экспресс PKP Intercity (через интернет, тут это очень распространено) и выдвинулись в 11 утра в воскресенье 16 августа. Мне, прямо скажем, ехать ужасно не хотелось. А все из-за жары, на которую я вам тут уже жаловалась. В Люблине температура воздуха уже пошла на спад, а в Варшаве, где обычно на теплее, было еще очень жарко. Кроме того, я нашла на сайте перевозчика характеристики поездов и выяснила, что конкретно наш кондиционерами не оборудован. Но мои предложения поехать попозже наша компания не приняла, победило большинство.

В поезде оказалось не так уж и ужасно, тем более с утра еще не сильно жарко и почти всю дорогу было облачно. Воздух на скорости через все открытые окна задувал прилично. Однако я все же дождалась контроля билетов и договорилась с ними о доплате за вагон первого класса. Он в составе был один — с кондиционером!

Кстати, о вагонах. Большинство необычные для привыкшего к электричкам россиянина. Они поделены на купе с закрывающимися дверями. В каждом купе по 8 сидений — 4 друг напротив друга. Сиденья удобные, мягкие. Но в целом довольно тесновато. Хорошо, что ребенку дают отдельное бесплатное место. Есть маленький столик у окна, мусорный отсек с пакетом, зеркала, вешалки для одежды, полки для вещей.

pkp intercity

Так как колея железной дороги в Европе уже, чем в России, то и вагоны тоже узкие. Так что проход (коридор) наверное меньше метра шириной. Так как в «купешках» тесно, да еще и жарковато, то многие люди стояли в коридорах у окон. Пройти по коридору при этом было проблематично. Ну, все, конечно, вежливые — пропустите, пожалуйста, извините, вас не затруднит и т.п., но в российских поездах очевидно просторнее.

pkp intercity

pkp intercity

Билеты у котролеров можно купить, оплатив картой. Мы и доплату делали картой

К слову, в Intercity есть и вагоны без перегородок, при покупке билета на сайте можно выбрать тип. Но таких, насколько я смогла увидеть, меньше.

Вагон первого класса оказался, конечно, гораздо лучше. И не только наличием кондиционера. В нем несколько рядов кресел, по два слева и справа. Кресла широкие, комфортные. Есть электронное табло с разной попутной информацией и скоростью движения поезда (в пиках бывало до 120 км/ч). Шторы не обычные тряпичные, а сдвижные и два вида. Ходит сотрудник с тележкой, предлагает напитки и т.п. В общем, билет в первый класс почти в два раза дороже, но того стоит, по крайней мере, в тот поезде, в котором мы ехали в Варшаве.

pkp intercity

Обратный состав, забегу вперед, был лучше, но о нем в конце.

висла в варшаве

Первый взгляд на столицу из окна поезда

Центральный вокзал никаких впечатлений не вызвал — вокзал как вокзал, ничем не примечателен, в жару там душновато. Еще и ремонт какой-то.

Первое впечатление и наша квартира с Airbnb

Вышли на улицу и сразу начали с открытым ртом смотреть по сторонам. После маленького уютного Люблина, конечно, другое дело. Да даже после Питера — в нем-то высотных зданий в центре нет :).

Первым делом в глаза бросилась высотка, построенная в сталинские времена (в Москве 7 аналогичных).

дом культуры и науки варшава

Потом удивила причудливая крыша ТЦ «Золотые террасы» (Złote Tarasy).

золотые террасы варшава

Ну а рядом — небоскребы, небоскребы... Ну по факту до небоскребов им далеко, но блестящие, красивые высотки.

небоскребы варшавы

Муж позвонил хозяину квартиры, которую мы забронировали через Airbnb, и спросил, когда можно приезжать. Оказалось, что надо подождать еще полтора часа и мы отправились в те самые «Золотые терасы», так как все были очень голодны.

Тут вот я и ощутила столицу... Огромный ТЦ (крыша изнутри смотрится еще более круто), много людей (на что отдельно обратила внимание — очень много темнокожих, азиатов, индусов, женщин в восточных одеяниях, не то что в нашей «деревне»), очереди... Не люблю я такое, хотелось телепортироваться. Хорошо, что в ТЦ оказался небольшой игровой центр, куда мы отправились с ребенком.

тц золотые террасы тц золотые террасы

Ну а потом пошли заселяться в нашу квартиру, до которой от вокзала всего около километра. Располагается на на Маршалковской улице, вот ссылка на Airbnb, если кому интересно. Это самый центр города, рядом небоскребы и сталинская высотка, до старого города пешком минут 10-15, оживленная система общественного транспорта, метро в минуте ходьбы.

Сама квартира неплохая, однако очень маленькая — небольшая кухня-гостиная, прихожей в принципе нет, спальня (правда, значительную ее часть занимает кровать king size). Ремонт очень дорогой, но уже потрепаный. Видно, что продумано для путешественников — очень много шкафов-купе. Есть бесплатный Wi-Fi, ТВ со всякими приставками. В гостиной висит кондей, собственно, ради кондея я эту квартиру и выбрала. Вообще мой муж еще за месяц забронировал другую, побольше, но без кондея, но в преддверии поездки я решила, что вряд ли это выдержу :). Так как заменой мы озаботились за 3 дня, то незанятых вариантов в центре оставалось мало, тем более по разумным ценам.

Да, квартира оказалась еще и на солнечной стороне. Но вот что интересно — дом очень старый, 30-х гг постройки, кирпичный, с толстыми стенами и видимо поэтому он не перегревался так, как наш. Уже вечером можно было открыть окна и в квартире становилось комфортно и без кондиционера.

Еще при бронировании я обратила внимание, что дом располагается прямо у одной из центральных магистралей. На ней много полос для автомобилей, две трамвайные.  Предположила, что будет шумно, в реальности оказалось ОЧЕНЬ шумно. Даже с закрытыми окнами. А с открытыми приходилось повышать голос — в вагоне метро (не мытищинском, конечно) тише, чем в этой квартире :-). Первую ночь я толком не спала — сначала долго уснуть не могла, в 4 от шума проснулась, в 5 начали громыхать трамваи, бррр.  Вторую ночь уже чуть привыкла, но все равно подскочила в 8 от рева мотоцикла и уже не уснула. Честно — понятия не имею, как люди постоянно в этом доме живут. Ну, привыкнуть наверное, можно, но все же это не жизнь.

варшава

Да, конечно, вид из окна часть моего недовольства перекрывал. У квартиры большой балкон, 6 этаж. Вечером с огнями и подсветкой особенно круто. Но я бы всю эту красоту с радостью променяла на тишину :).

варшава

варшава

варшава

варшава

День первый, то есть вечер

Первым делом мы с ребенком решили прокатиться на трамвае, в Люблине-то такого транспорта нет! Да и от тех, на которых мы ездили в Питере и Перми, они тоже сильно отличаются — современные, красивые, с кондиционерами (да-да :)))).

трамвай варшава
трамвай варшава

Проезд в Варшаве стоит 3,40 злотых за 20 минут (в Люблине 2,80 за 30 мин), билет купила через приложение, которым пользовалась в нашем городе. Накатавшись, ребенок заметил станцию метро и стал рваться туда, но я одна спускаться не решилась.

После ужина с мужем решили выбраться и в метро. Фойе тут сделаны несколько иначе (по крайней мере из тех, что я в центре встречала) — они под землей, в них просто ведут оформленные в виде буквы «М» входы с эскалаторами. Удобно и места не занимает.

трамвай варшава метро варшава

Помимо эскалаторов всегда есть лифты для инвалидов и людей с детскими колясками. Это ОЧЕНЬ удобно, потому что в спб и мск с коляской в метро замаешься (особенно если некому помочь). Лифты могут быть устроены по-разному, либо их два — один до фойе и другой на станцию, либо один, который может ехать до самой станции. Во втором случае можно попасть на платформу минуя турникеты, то есть не покупая билет, но мы, конечно, в мобильном приложении покупали.

Касс в фойе я не усмотрела (но и не искала), билеты можно купить в мобильном приложении или в автомате (они принимают банковские карты, в том числе поддерживают paypass).

Станции оформлены в едином стиле (из тех, что я видела), никаких претензий на «музейность» и монументальность, как в Москве и Спб, нет, смотрится приятно.

метро варшава

Есть много электронных табло, где сообщается о времени прибытия поезда. Все сообщения в метро дублируются на английском, в том числе, и объявления по ходу движения. Большая часть поездов — новенькие Siemens с — куда же без них — кондиционерами, удобными мягкими сиденьями и сквозным коридором через весь состав. А как тихо внутри! Но иногда встречались и старые добрые мытищенские, тут они красненькие.

метро варшава

метро варшава метро варшавы

варшавское метро варшавское метро

На метро мы приехали одну станцию до Университета и прошлись по Краковскому предместью, эта улица ведет к старому городу. У нас в Люблине к старому городу ведет одноименная улица, она полностью пешеходная. В Варшаве улица, конечно, пошире и подлиннее, машин на ней не видела, но автобусы ходят. До «сердца» старого города, то есть дворцовой площади, мы не дошли — очень устали после насыщенного дня — и повернули обратно.

День второй

С квадратной головой после почти бессонной ночи я отправилась в российское консульство.

девушка в лифте

Без лифтолука никуда

Хорошо, что вышла значительно раньше, так как мне еще предстояло сделать фото. Да, я как обычно все оставила на последний момент. В гуглокартах нашла в районе центральной станции метро фотоцентр, пришла и оказалось, что у них нет матовой бумаги, а по требованиям нашего консульства нужна именно такая. Мне порекомендовали другой пункт, плутала долго... Так вышло, что я попала еще на оживленную транспортную развязку, где метро, подземные переходы с кучей выходов, а у меня и без того топографический кретинизм. В итоге нашла этот центр в одном из переходов, благодаря вывескам.

фото на документы

Получила целую кучу фото, потому что сотрудник сначала ошибся и напечатал глянцевые :).

Понервничала, в общем. Все это мне Москву напомнило — дороги, машины, переходы. А еще грязь (в Люблине меньше мусора), попрошайки, бомжи... Очень хотелось скорее обратно в наш уютный Люблин.

варшава варшава

Консульство располагается на улице Бельведерской, в 10 минутах езды от центральной станции метро. Вот там мне понравилось — машин мало, тихо, зелено.

варшава

Про процедуру замены паспорта я лучше расскажу отдельным постом для тех, кому это полезно. А тут вкратце скажу, что консульство забаррикадировалось за высоким забором, большую его часть занимает центр российской культуры. В консульский отдел вход с предварительной видеосвязью, уточняют, кто ты и зачем, сумки и телефоны просят оставить в шкафчиках у входа, с собой можно взять только документы.

варшава

В целом сдавать доки на паспорт за границей приятнее, чем в России — никаких очередей, все милые и вежливые. Сотрудница нашла несколько ошибок в моем заявлении, все уточнила, сама исправила, распечатала, также сделала недостающую копию документов.

Оплачивать пошлину (116 злотых за паспорт старого образца, биометрический я заказывать не стала, потому что он в три раза дороже) послали в некое турагенство, которое располагается через дорогу от консульства. Агентство, судя по вывеске, занимается продажей туров в Россию. Русскоговорящих сотрудников там не было, зато висели карты Москвы и Петербурга. За оплату взяли еще комиссию. Даже интересно, почему пошлины само консульство не берет.

турагентство

В итоге сказали проверять готовность паспорта в интернете через полтора месяца (максимальный срок изготовления — 3 месяца). Забирать надо будет тоже лично в Варшаве, это геморрой, конечно, тратить 5-6 часов просто на дорогу.

Возле консульства я удачно села на автобус, который идет по Краковскому предместью прямо до старого города (вообще не будь у меня программы для планирования поездок на общественном транспорте и карт, я бы там никогда не нашлась). Свежее утро к тому времени уже закончилось и началось пекло, так что я пронеслась там галопом, чтобы хоть что-то увидеть.

варшава

варшава

варшава

варшава

варшава

На дворцовой площади красиво. Хотя ничего очень впечатляющего. В Люблине все как-то все более аутентично и уютно. Конечно, не сравнить с моей любимой Прагой, с тем же Питером... Королевский дворец вообще достаточно скромен. Однако надо понимать, что там все восстановлено — центр Варшавы был практически полностью разрушен в ходе второй мировой войны :(

На площади, кстати, есть поливалки водой, в жару самое то.

поливалка

Турист так турист

Турист так турист! :-)


парк Саски

парк Саски

Потом мы хотели попасть в музей науки имени Коперника (о нем очень хорошие отзывы), но не знали, что в понедельник он закрыт. Ну зато увидели берега Вислы. Как-то они не впечатляют.

берега Вислы

А еще прошли мимо библиотеки Университета. Она очень красивая, с оформлением из текстов на стенах (есть на русском), вся в зелени, а на ее крыше замечательный парк и смотровая площадка. Правда, туда мы уже не успевали.

библиотека университета Варшавы

библиотека университета Варшавы

Дневные гуляния по центру я пропустила, так как опять осталась со спящим ребенком дома. Но по такой жаре я бы и сама гулять и не стала. А в районе пяти вечера мы с Сашей выбрались на полчасика пройти по окрестностям. Центр, конечно, на то и центр — кафе, магазины, люди, машины. Даже детскую площадку во дворах не нашла, зато нашла милый дворик с фонтаном.

warsaw warsaw

После ужина у всей нашей компании родился план взобраться на сталинскую высотку (официально она зовется Дворец культуры и науки). Пускают туда до 20 часов, вход платный.

warsaw

Вблизи здание, конечно, впечатляет. Оно огромно. Где-то я слышала мнение о том, что высотки в Варшаве стали строить для того, чтобы советское наследие на их фоне затерялось. Но тогда надо было проектировать небоскребы выше раза в два... Пока рядом с Дворцом они смотрятся совершенно несерьезно.

warsaw варшава

Внутри тоже, как говорится, «дорохо, бохато». Огромное фойе, все из камня, чем-то театр напоминает. Лифты золотые! Правда — я опять о своем — душновато. О кондиционировании там, конечно, не думали.

внутри варшавской сталинской высотки

внутри варшавской сталинской высотки

Лифтов много — я даже не считала, сколько. Но работает отчего-то только один. Очередь к нему большая, стоять пришлось минут 10. Самостоятельно пользоваться лифтом нельзя — в нем есть специально обученный сотрудник (с направленным ему в лицо вентилятором :))), который ограничивает число людей и нажимает кнопки. Пускают только на один этаж — забыла какой, 32-й что ли... Там находится большая смотровая площадка по всему периметру здания, в центре — кафе (с кондиционером :))).

Все окна (ну это не окна, а типа каменных балконных перил наверное) заделаны тонкой решеткой — и слава богу. Высота огромная, не дай бог кто свеситься решит. Маленькие дети так вообще внизу сквозь перила легко пролезли бы.

Виды... Ну как сказать виды. Варшава вообще не особенно эстетична. Когда я (еще до переезда) спросила одного знакомого, который приехал из Польши, о впечатлениях от Варшавы, он сказал — ну Варшава и Варшава, это как в Новосибирск какой-нибудь съездить, за красотами лучше в Краков. Вот так и есть. И местами так называемый «совок», его немало, страшненькие панельные дома в самом центре и т.п. Возле сталинской башни так вообще огромная грязная площадь, портящая впечатление. Судя по вывеске, там будут строить что-то связанное с метро.

warsaw

А еще наверху был сильнейший ветер, сквозняк просто с ног сбивал. Через дырку в высоте, ну не знаю, как ее назвать еще, не сфоткала, вообще воздух летел с гулом как из турбины. Но в целом интересно так высоко забраться.

Варшава фото

Варшава фото

Варшава фото

Варшава фото

Варшава фото

Варшава фото

Такие такси дежурили у сталинской высотки. Не жигули, фиаты!

День 3 и дорога домой

Собственно, полноценным днем это назвать сложно, так как наш поезд отправлялся в час дня. С утра я очень хотела попасть в парк Лазенки, по отзывам, он прекрасен, но на полдороги мой муж начал бояться, что мы заблудимся и опоздаем, так что свернули снова в исторический центр. В этот раз прошли чуть глубже и добрались до рыночной площади со знаменитой скульптурой русалки. Опять же я ничем не могла впечатлиться  - вокруг шла какая-то реконструкция, ездили тракторы, большая часть домов была завешана тряпками...

warsaw old town

warsaw old town

warsaw old town

warsaw old town warsaw old town

Напоследок вышли на террасы королевского дворца — там было мило и вид ничего так :).

королевский дворец варшавы

королевский дворец варшавы

королевский дворец варшавы

королевский дворец варшавы

королевский дворец варшавы

Ну а потом сдали квартиру... Не знаю, везде ли так в случае с airbnb, но у нас было все просто — с хозяевами вообще не встречаешься. У квартиры возле входной двери был ящичек с кодовым замком, в котором лежали ключи. Там их взяли, туда же и вернули.

Поезд на этот раз попался отличный! Собственно, я заранее уточнила, чтобы опять не мучиться. Здесь вагоны второго класса были почти как первого. Ну кресла не столь мягкие и уютные, но тем не менее — удобные и по два с каждой стороны. И проход нормальный. Ну и кондиционеры, естественно. И даже официант с напитками и печеньками. В общем, теперь перед поездками в Варшаву буду характеристики поездов пристально изучать и выбирать хорошие.

поезд варшава-люблин

Дорогой Люблин встретил нас отличной ветреной погодой (+25-26) и солнышком. Очень круто было оказаться дома!

А касаемо Варшавы — в целом могу сказать, что не понравилось. Да, наверное опрометчиво так утверждать, потому что я мало чего видела. Хотелось бы все же попасть в музей науки, на крышу библиотеки, в зоопарк. Думаю, что еще съездим и в спокойной обстановке погуляем. Когда много людей с разными планами и желаниями, все сложнее. Но все же город большой, шумный, суетный. А лично меня небоскребы не возбуждают, большие торговые центры тем более, историческая часть города у нас не хуже :). Ну и погодку в следующий раз надо будет выбрать более благоприятную для прогулок. И жилье в каком-нибуть тихом зеленом районе.

Вблизи здание, конечно, впечатляет. Оно огромно. Где-то я слышала мнение о том, что высотки в Варшаве стали строить для того, чтобы советское наследие на их фоне затерялось. Но тогда надо было проектировать небоскребы выше раза в два... Пока рядом с Дворцом они смотрятся совершенно несерьезно. варшава

А еще можно почитать...