В конце прошлого года поступило мне предложение от одного китайского бренда (не самого крупного, но и не «нонейм») взять на обзор их новый смартфон. Когда-то я делала обзоры девайсов регулярно, но после переезда за границу мне, конечно, негде их получать, ведь я пишу для российского сегмента интернета. Так что предложение потестить новинку порадовало. Я сообщила китайцам свой адрес и стала ждать посылку. Выслали телефон компанией DHL.

Уже через неделю мне позвонили из DHL и сказали, что посылка требует таможенного оформления. Попросили предоставить инвойс из магазина о покупке и выписку из банка. Дальнейшее общение мы вели по email, я пыталась объяснить менеджеру, что я журналист из России, что пишу для таких-то ресурсов, что хочу сделать только обзор и выслать телефон обратно. Что НЕ ПОКУПАЛА я его, в конце концов!

Но — не волнует. Есть закон, общий для ЕС, если получаешь что-то по почте дороже 22 евро и это НЕ ИЗ СТРАН ЕВРОСОЮЗА, то будь добр плати налог 20-25% (зависит от страны, причем учитывается и цена товара, и стоимость доставки). Менеджер DHL был очень вежлив, оперативно отвечал, сказал, что охотно верит в мою историю, но… В итоге он удовлетворился ссылкой на предзаказ этого телефона за $200 (обычная цена — $300, но тогда девайс еще не вышел в продажу).

Отмечу, что о налогах я в целом была в курсе. Не изучала тему пристально, но слышала о лимите в 22 евро, конечно. Но совсем не подумала, что столкнусь, так как до этого ничего дорогого не заказывала из-за пределов ЕС (мелочь с AliExpress не считается). DHL не виню, закон есть закон.

Хотя вспомнила: в 2015 и 2016 годах получала телефоны на тест из России дважды. Проблем было ноль, возможно, потому что отправляли от частного лица обычной почтой…

Через несколько дней я получила посылку и оплатила курьеру пошлину в 165 злотых (около $50). С китайцами договорились, что сумму мне возместят после публикации обзора.

оплата пошлины за посылку в Польше

Через пару дней телефон перестал включаться! Не знаю, что могло случиться. Муж говорит, возможно, ребенок его уронил, но я этого не видела.

Что делать, связалась с китайцами, объяснила ситуацию. Они попросили выслать им трубку для диагностики, я выслала (+ еще 50 злотых). Затем предложили отправить мне телефон на замену, но уже не курьерской, а обычной почтой. Мол, возможно, проскочит таможню как обычная посылка безо всяких налогов. Я зачем-то согласилась.

Шла посылка долго, целый месяц. Наконец по трекингу объявилась в Варшаве. И еще через неделю получаю заказное письмо от таможенного органа. Опять двадцать пять! Пришлите инвойс от магазина, подтверждение покупки и оплаты. В письме было сказано, что можно ответить на email. Ответила. Вся та же шарманка: я журналист, я ничего не покупала, я сделаю тест и верну тел в Китай. Ну и плюсом: Я УЖЕ ПЛАТИЛА ПОШЛИНУ ЗА ЭТОТ ТЕЛЕФОН, мне просто заменили сломавшийся!!! Приложила документ об уплате налога от DHL, квитанцию с почты об отправке назад…

Ну и как обычно, никого нииб*т, простите! Ждала какой-то реакции больше двух недель и опять получаю БУМАЖНОЕ письмо о том, что мне надо в течение надели заполнить им некий документ со страшным названием JDA SAD, иначе посылка будет возвращена продавцу.

оплата пошлины за посылку в Польше

Слушайте, они получают ответы по email, почему нельзя по email же и ответить, а? Ну просто ответить и кинуть ссылкой! Нет, они написали в этом чертовом бумажном письме, что мне надо заполнить такую-то фигню, пример заполнения по распоряжению министра финансов которой есть в дополнениях таких-то к распоряжению европейской комиссии такой-то… Блин. Я уже неплохо знаю польский, но очень тяжело читать подобные тексты.

Потратила на гугление немало времени, в итоге нашла тот документ с миллиардом полей и инструкции по его заполнению. Сам документ страниц на 10, инструкция страниц на 158… Видимо, менеджер DHL  в первый раз заполнял эту жесть самостоятельно. Если бы я даже взялась этим заниматься, потратила бы наверное целый день. Но я не собиралась. Ломать голову и потом платить еще раз налог? Никакого смысла в этом не было. Да и для китайцев невыгодно.

Так что ждем, когда телефон им вернется. Читала в сети, что таможня может уничтожать такие товары, но раз написали в письме, что вернут, очень надеюсь — вернут. А то было бы совсем весело!

Больше всего, конечно, жалко выброшенных денег. Налог заплатила, за отправку назад заплатила и ни обзора у меня нет, ни телефона. Теперь пытаюсь договориться с китайцами о вариантах решения ситуации. Например, возместить мне хотя бы часть потраченного или отправить телефон в Россию, чтобы мне его оттуда кто-то привез с оказией.

Ну и соглашаться с подобными предложениями больше не буду. Научись горьким опытом. Жаль, не подумала заранее. Кстати, многие китайские продавцы на AliExpress для жителей ЕС предлагают доставку с европейских складов, чтобы избежать налога. Муж так в свое время свой Xiaomi покупал.

А еще можно почитать...