Те, кто знает меня давно, в курсе, что я фанат Чехии. Ну не так прям супер-фанат, но очень люблю эту страну. Как такая любовь случилась? Еще в далеком 2008-м мы с моим тогдашним молодым человеком решили поехать в Прагу в отпуск. Это была моя первая поездка в Европу. Я была в восторге, была очарована красотой города и страны.

моя первая поездка в Европу

Вы знаете, тогда я впервые (!) захотела уехать из России. В тот же момент наши друзья стали собираться на ПМЖ в Чехию (и у них все получилось). Но мой молодой человек как-то не очень поддерживал идею. И даже не потому, что патриот (сейчас сам живет за границей), а просто тогда уже наше с ним будущее виделось туманным и не хотелось ничего планировать. Но я отвлеклась.

Спустя год в моей жизни многое поменялось (ввиду увлечения подкастингом), я уже жила в Москве, но когда появилась возможность поехать в отпуск, я даже иных вариантов не рассматривала — только Чехия! Провела там еще две прекрасные недели, поездила по многим городам и регионам.

поездка в чехию

Эх, даже жаль, что в то время я не писала посты, а рассказала обо всем голосом — в подкастах. Вот, например, первые «Кадры» про Чехию, вторые и третьи от 2009 года.

По приезде в Москву я снова горела желанием переехать. Я начала учить чешский, стала рассылать резюме в русскоязычные пражские издания… Ну а что я могла еще делать со своим опытом и образованием? Из изданий мне отвечали, что никто не будет ради меня оформлять визу, вот если бы она у меня была… А знакомый коллега из Перми, живущий в Праге, рассказал, что журналистам в русскоязычной прессе там платят копейки, да и сами издания на уровне плинтуса по качеству. Сам он по приезде переквалифицировался в … риэлтора. Сейчас, кстати, вообще логист. И пишет с ошибками, так как основное общение у него на чешском, такие дела :-).

Короче говоря, я не видела возможности уехать и немного успокоилась на эту тему. Ну а потом — встреча с будущим мужем, переезд из Москвы в Петербург, свадьба, интересная работа, со временем — ребенок. Мой муж поддерживал мою идею переехать из России, мы не раз это обсуждали. Но опять же реальной возможности не было, а приближать варианты (поехать учиться, придумать бизнес) мы как-то не спешили, все казалось сложным.

Поехать в Прагу я все мечтала, но сначала не было финансовой возможности, так что мотались максимум в соседнюю Финляндию. А когда наконец запланировали трип и купили билеты, выяснилось, что я беременна и ввиду состояния здоровья мне не рекомендовались перелеты в тот момент. Так отпуск отодвинулся еще надолго, с маленьким ребенком было не до того.

Ну а дальше вы знаете. В 2014 году компания, в которой работает муж, решила открыть европейский филиал, выбор пал на Польшу, так мы тут и оказались. Будь выбрана Чехия, я бы наверное пищала от счастья. Но сложилось как сложилось. Не Австралия, в конце концов. Чехия близко. А в Польше ничуть не хуже, надо сказать. В общем, мечта переехать у меня «выключилась». Нам нравится в Люблине — хорошая работа, уже обзавелись жильем. Но Чехию я любить не перестала.

Какое долгое вступление, да?! :-) Короче: удачная возможность вновь побывать в Праге появилась у меня весной прошлого года (точнее — в апреле). Спустя 9 лет после первого приезда и 8 — после второго. Мои родственники из Ставропольского края решили устроить себе евротрип на автомобиле — заехали в Варшаву, там я встретилась с ними и мы отправились в Прагу.

Из Варшавы в Прагу на автомобиле

Перед выездом навигатор в машине показывал 8,5 часов в пути. Мне это казалось каким-то нереальным временем и я очень надеялась, что гаджет ошибается. Но нет: ровно столько и «пилили». Никаких пробок (не считая небольшой в городке Лодзь по дороге), пара остановок размять ноги на заправке, полное соблюдение скоростного режима.

Часть дороги — прекрасные трассы, по которым можно ехать с высокой скоростью. Часть (особенно в Чехии) тянется по крошечным городкам с минимальной скоростью. Все дороги идеальные!

Порадовало, что на трассах есть высокие ограждения — видимо, от оленей. Отличные развязки, есть мосты (тоже для оленей? никаких жилых поселений не было видно рядом), встречаются прекрасно оборудованные заправки.

Ехали через Вроцлав, но в сам город не заезжали — обогнули по объездной. Через пару часов после Вроцлава наконец въехали в Чехию и тут я испытала … восторг. Ну блин, столько мечтала спустя 8 лет опять на этой земле! Знаете, может я придираюсь, но в Чехии немного другие пейзажи. Во-первых, сразу … ну не горы — холмы. Красиво. Во-вторых, такие милые уютные домики. В Польше у нас тоже и милые, и уютные. Но, блин, не такие милые!

По этим проселочным трассам мы «пилили» еще часа 2,5 и наконец въехали в Прагу! Я бронировала жилье позже, чем мои родственники, так что в один отель мы не попали. Да я и не хотела отель. Решила сэкономить и нашла прекрасную комнату на airbnb в районе Zizkow.

Ключи мне по звонку принес сын хозяйки, русскоговорящий. Комната оказалась просторная, теплая (это было важно, так как во время нашей поездки случилась погодная аномалия и температура не поднималась выше 6-7 градусов!), окна в тихий двор, двуспальная кровать, холодильник. Соседка — милая и спокойная женщина (вроде как приехала искать работу), я ее почти не видела.

Район приятный, со старой застройкой, трамвайная остановка прямо у дома, на трамвае 10  минут до центра. Вокруг есть все магазины и даже разные бары. В том числе, прекрасное заведение «U Kozla» (Jana Želivského 4). Оно простенькое и скорее для местных, но там вкусная еда и чудесное пиво (как я мечтала о разливном «темном козле»!).

День первый, то есть вечер

Короче говоря, мы все заселились и решили пойти поесть. Зашли в того самого «У Козла», увидев его случайно, хотя и понятия про это заведение не имели. А у него, между прочим, чудесный рейтинг в TripAdvisor и не только.

У козла, прага

Совсем забыла: перед ужином я пошла в первый попавшийся магазин и купила две сим-карты: себе и сестре, чтобы быть на связи в случае чего. Кстати, говорила на польском и меня хорошо понимали. Польский и чешский похожи. Говорят, чехи понимают нас даже лучше, чем русские понимают украинцев (ой, хорошо я уже себя к поляками добавила!). Ну в общем, договорились. Отмечу, что сотовая связь в Чехии в разы дороже, чем в Польше, так что небольшой пакет трафика мне обошелся в 350 CZK или типа того.

Затем мои уставшие с дороги родственники (было уже около 19 часов вечера) собирались пойти отдыхать в отель, но «МЫ ЖЕ В ПРАГЕ, КАК МОЖНО-ТО» и я потащила их в центр. Не потащились бы — уехала бы одна! Мы приехали на метро в центр, прогулялись по набережной Влтавы, увидели панораму Пражского града, светящиеся посты. И вернулись отдыхать.

ночная прага

К слову, билеты на транспорт мы покупали одноразовые в киосках (действуют по времени). Еще я покупала по SMS несколько раз. А вообще дешевле было бы сходу взять 3-дневный проездной, но как-то не додумались, а потом было уже поздно.

День второй

С утра выбралась одна бродить по самому центру — Вацлавская площадь, старый город. Несмотря на холод, было красиво и частично солнечно. А в центре еще и пасхальные ярмарки (пасха к тому времени уже прошла, но что ни сделаешь для туристов).

С утра выбралась бродить по самому центру — Вацлавская площадь, старый город. Несмотря на холод, было красиво и солнечно. А в центре еще и пасхальные ярмарки (пасха к тому времени уже давно прошла, но что ни сделаешь для туристов).

Трдельник — это любовь!

Знаменитые астрономические часы. И толпа

Хотите первое впечатление? Нуу… не знаю. Было как-то неуютно. Адские толпы людей везде. Может быть, после Люблина, где я от такого уже отвыкла… Но, безусловно, это Прага. Самый прекрасный город (ИМХО).

Чтобы отвлечься от толп, я купила билет на автобусную экскурсию. В Праге вообще много таких экскурсий, прямо в старом городе продают. Хороший вариант — фирма Hop on Hop off. Это линия автобусов, которые с короткими интервалами курсируют по маршруту. Покупаешь билет, можешь сесть на любой из станций и кататься хоть весь день! Экскурсовода нет, но есть наушники с гидом на разных языках, надел, слушаешь и смотришь по сторонам. Я брала экскурсию другой фирмы (уже не вспомню, какой), а вот моя родня — у вышеупомянутой, и им еще бонусом дали часовую прогулку на катере!

Мы покружили по достопримечательностям, а потом нас привезли в Пражский град и оставили на самостоятельную получасовую прогулку. В сад град за это время было не попасть (огромная очередь), но погуляла по смотровой площадке. Считаю, оттуда самые лучшие виды на Прагу! В тот момент я была счастлива, иначе и не скажешь.

Мы покружили по достопримечательностям, а потом нам привезли в Пражский град и оставили на самостоятельную получасовую прогулку. В сад град за это время было не попасть (огромная очередь), но погуляла по смотровой площадке. Считаю, оттуда самые лучшие виды на Прагу! В тот момент я была счастлива, иначе и не скажешь.

На автобусе я доехала обратно до старого города. Там все как обычно — толпы и местами бомжи. Вот даже в Варшаве такого не видела, не говоря уж о Люблине. Лежат прямо на земле, многие с животными. Животных очень жалко!

бомжи в праге

Но не будем о грустном. Как в Праге все шикарно цветет весной!

прага весной

Затем мы встретились с родственниками и я повезла всех в Вышеград. Это крепость на холме, расположена возле одноименной станции метро (ну не прямо возле, минут 20 пройтись надо будет по красивому парку). С Вышеграда хорошие виды на Влтаву.

С Вышеграда хорошие виды на Влтаву.

Затем я потащила всех (пешком 2,5 км, не очень далеко, но все устали) в «Пивоварский дом» (Ječná 15). Скажем так, трип «по волнам моей памяти», я была там 9 лет назад и заведение запомнилось мне «пробой пив» их производства. Надо сказать, в заведении за 9 лет ничего не изменилось ни на грамм. Да и в целом в городе вообще. По крайней мере, в туристических местах.

пивоварский дом проба пива прага

Вообще мне писали в твиттере, что это фиговое заведение для туристов, цены задраны, пиво плохое. Не знаю, мне пиво понравилось, попробовать интересно. Хотя родня тоже не одобрила, сказали — «Лучше бы мы в Козла опять пошли» :-).

День третий

С утра было совсем ветрено, холодно, лил дождь. Но я решила прокатиться по Влтаве на кораблике. Опять-таки — по волнам моей памяти.

кормление лебедей на влтаве

Место кормления лебедей

Нашла кораблик с закрытой палубой, купила билет на ближайший рейс и активно гуляла по набережной, чтобы не замерзнуть. В назначенному времени пришла, меня пустили на борт и … никуда мы не поплыли, так как я была одна. Так и сидела на этом катере. Сначала еще схватила три пледа и вылезла на обзорную палубу, но меня так быстро продуло ледяным ветром, что прискакала назад к газовым грелкам.

Сотрудники компании активно зазывали туристов на прогулку, но кто ж еще захочет плавать в такую погоду? Минут через 20 пришла компания из трех человек (тоже русские :-)), потом мы еще ждали и наконец поплыли! Но недолго :-)). Приплыли, видимо, к другому причалу, где зазывали людей. К нам подсел еще человек и мы опять стояли и ждали еще кого-то! В конечном итоге поплавали-таки и посмотрели на чудесную Прагу с воды, и на том спасибо.

Я вышла возле Карлова моста и нашла рядом смотровую башню. Люблю смотровые! Чудесный вид на район Мала страна.

прага

Скульптура возле Музея Кафки

Самая узкая улица в Праге

Самая узкая улица в Праге. Ну по сути проход между домами, в котором установили светофор, — внизу кафе. Завлекалово для туристов.

Этому больше не наливать

Затем я решила пробиться в Пражский град. В предыдущие приезды, помню, просто заходила туда через основной вход, никаких очередей. Ну а сейчас все строго — несколько входов, охрана, металлоискатели, досмотр. Все же резиденция президента в этом дворце.

Естественно, с такими проверками очередь тянется невозможно долго. Я стояла не менее часа. А вокруг толпа китайцев. Вообще китайских туристов очень много. А еще русских (русскоязычных, точнее), но это Прага — неудивительно. Там в любом заведении или магазине (в центре так 100%) с тобой поговорят по-русски.

пражский град очередь досмотр

Ну а внутри — чудесный цветущий сад, дворец, готический собор Святого Витта (туда тоже огромная очередь), президентский дворец.

Затем я прогулялась до Вацлавской площади. Там была какая-то движуха. Спросила знакомого — что тут у вас происходит? Он — «Это Прага, тут все время что-то происходит» :-).

Прага

Ну а затем я отправилась туда, где в предыдущие приезды побывать не срослось: жижковская телевизионная башня (Mahlerovy sady 1). Благо, она была как раз в том районе, где я жила. Это оригинальное строение. И сам внешний вид башни, и ползущие по ней младенцы — типа артобъекты.

жижковская телевизионная башня

В башне есть модный ресторан и смотровая площадка (на разных этажах). На площадку я и поднялась. Ну, не сказать, что виды обалдеть какие. Да и стекла были грязноваты.

В какой-то момент солнышко вылезло!

Но в целом эта башня милое место — тепло и сухо (в такую погоду это было важно), бесплатный Wi-Fi, а еще висячие кресла, в которых можно проводить сколько угодно времени. Кто-то просто спал :).

жижковская телевизионная башня

А вот район Жижков, детка:

Жижков

Он не весь такой, но кое-где и такой… Вообще что хочу сказать: когда я приезжала в Прагу из России много лет назад, я, конечно, была в восторге. Ну блин, где Европа и где Пермь. Или даже Москва в 2009-м. Все казалось прекрасным. Сейчас у меня есть опыт жизни в Европе. Причем в чистом и уютном городе. Так что на Прагу я посмотрела немного с иной стороны. Впрочем, у нас в Люблине тоже есть гетто и подворотни. А Прага все равно лучший город на земле! ИМХО :-).

Вечером мы поужинали с родней в любимом «Козле» и я предложила поехать смотреть поющие фонтаны на Выставиште (Výstaviště 67, исторический выставочный комплект 1891 года). Родственники сказали, что устали, и уехали в отель. Но, Я ЖЕ В ПРАГЕ, КАКОЕ СПАТЬ. Энергии у меня было полно, несмотря на активный день, так что я вызвала убер прямо с гуглокарт и попросила отвести меня к фонтанам. Кстати, водитель всю дорогу со мной болтал. Прекрасно понимал мой польский, а вот я его чешский — почти нет :-))).

Поющие фонтаны (Кржижиковы) — тоже историческая достопримечательность, как и сам выставочный комплекс. На самом деле ничего особенного, сейчас чуть ли не в каждом крупном городе (и в Люблине тоже) есть мультимедийные фонтаны с лазерами и всяким таким. И бесплатно, а в Праге еще и за билет надо платить. Но — была я там 8 лет назад, хотелось увидеть снова. И дома сидеть не хотелось!

Я попала на представление по песням ABBA, фонтаны светились и «плясали», песни перемежались видеоотрезками, которые проектор транслировал прямо на струи воды. Красиво, задорно, масштабно. После этого представления еще недели три напевала про себя аббу. Но КАК Я ЗАМЕРЗЛА. Поздний вечер, вода близко, дубак. Короче, по приезде в Люблин слегла со страшным кашлем. А нет бы последовала совету родни и поехала спать, да? Ну да ладно, оно того стоило. По волнам памяти же!

поющие фонтаны Прага

выставиште Прага

Историческое здание выставочного комплекса

День четвертый и финальный

С утра моя родня поехала дальше в свой трип — до Вены. Я решила с ними не ехать, мне 8 с лишним часов в машине дались тяжело + дома ждали муж и сын. Так что у меня был заранее куплен билет на ночной поезд из Праги до Варшавы (покупала еще в билетной кассе вокзала в Люблине), а финальный день я посвятила встречам со своими знакомыми, которые живут в Праге.

Сначала мы поели красивое мороженое Angelato на остановке Lanova draha и на фуникулёре (точнее — трамвавайчике) поднялись на холм Петржин. Он известен тем, что там прекрасные сады, а еще мини-копия Эйфелевой башни. Ее построили как смотровую по инициативе Клуба чешских туристов после посещения Всемирной выставки в Париже в 1889 году,

Петржин холм Прага

ланова драга

Виды с башни. Внутри опять же были адские толпы людей, так, что даже к окошкам не подойти толком.

Круто – видно тень от облака

Петржин холм Прага

вид с башни петржин

С холма мы спустились пешком и пришли в Вальдштейнский сад на Мала стране. Это дворцово-парковый ансамбль в стиле барокко. С необычной каменной стеной, павлинами, прудом с карпами.

Вальдштейнский сад на Мала стране.

Какое-то чешско-еврейское мероприятие :)

На этой фото есть павлин!

Карпы очень упитанные! Как и 8 лет назад :)

Вальдштейнский сад на Мала стране.

Затем мне надо было потянуть время до встречи с еще одним знакомым, так что я отправилась в расположенный неподалеку музей Праги. Он оказался ужасно скучным, даже наш в Люблине интереснее сделан.

музей Праги

Основная достопримечательность музея — бумажная модель Праги Антонина Лангвейла. Создатель посвятил своей работе аж 11 лет (с 1826 по 1837 годы). Модель представляет собой мини-копию исторических районов Праги (Мала Страна, Градчаны, Пражский Град, Старе Место, Йозефов). В билет ходит просмотр видео про этот макет в 3D-очках.

Основная достопримечательность — бумажная модель Праги Антонина Лангвейла. Создатель посвятил своей работе аж 11 лет (с 1826 по 1837 годы). Модель представляет собой мини-копию исторических районов Праги (Мала Страна, Градчаны, Пражский Град, Старе Место, Йозефов). В билет ходит просмотр видео про этот макет в 3D-очках.

Прага

Ветер опять был сильный

Недалеко от Вацлавака

сувениры в праге

Заскочила в сувенирный на прощание

Еще немного любимого города на «До свидания»

Попила с другом Олегом (тот самый экс-журналист) пива на прощание и отправилась на вокзал. Любопытно, что в приличную кафешку (не туристическую, для местных скорее) зашла пара однозначно бомжеватых (не особо опрятных и чистых) личностей, которые заказали один чай и сидели обнимались. Где-то их наверное тут же выставили бы…

А вот европейские спальные вагоны. Для меня не сюрприз, я на таком в свое время из Москвы в Прагу ездила. Три полки друг над другом. Полки, к слову, комфортные и сам поезд отличный. Кстати, состав наш — PKP Intercity, наконец можно было поболтать на польском с поляками. Одной из наших соседок оказалась туристка откуда-то из Азии. У нее была самая верхняя полка и видели бы вы, как она была в шоке и с каким трудом туда лезла! А с утра, к слову, она забавно общалась со своим айфоном. Я слышала, что азиаты не пишут с клавиатуры, а в основном надиктовывают — видимо, так и есть.

сувениры в праге

Каждому — бутылка минералки, булочка

Выспалась я прекрасно за 7 часов в пути. Будем еще ездить в Прагу таким поездами! К слову, если покупать заранее, то действует скидка 50%. А если купить сидячий, то с Варшавы до Праги на поезде можно вообще уехать за 20-30 евро. Но я бы столько часов сидеть не стала.

А вот и Варшава. Прыгнула в другой поезд до Люблина и вскоре оказалась дома с любимыми!

варшава

Понравилась ли мне поездка? Безусловно! Поеду ли еще в Прагу? Да! Надо же еще мужу и сыну ее показать! :-).