Собственно, этот пост можно было озаглавить и без упоминания пандемии, так как за границу мы обычно и так не мотаемся в отпуск. Разве что в Россию, и в этом году тоже планировали, но пандемия, к сожалению, внесла свои коррективы. А вот по части других отпусков — мы ещё не всю Польшу посмотрели!

Вообще собирались на польскую Балтику, так как там недалеко должен был весной состояться ежегодный парад паровозов (Саша у нас очень любит паровозы). Но его, как и многое другое, отменили. Можно было, конечно, и просто так к морю поехать, но решили выбраться куда-то относительно не очень далеко от нас — в Бещады, это такой горный массив. Не очень высокий в сравнении с Татрами, где мы были в 2019 году, но в любом случае там красиво.

Вообще по всей южной границе Польши идут горы, самые высокие, конечно, Татры, а ещё есть Бещады (как раз ближе к нам), Пенины, Судеты, Карпаты и может что-то ещё, у меня не очень хорошо с географией :-).

Так вот, в Бещады от Люблина ехать 3,5-4,5 часа. Зависит от конкретного места. Ну и это с учётом соблюдения скоростного режима, конечно. Думаю, что местные, которые гоняют как молнии, и ещё быстрее долетают.

Регион считается одним из самых «диких» в Польше, то есть не очень обжитых, не сильно популярных. Но он определённо стоит внимания. Мы сами много не ждали, а зря — были в восхищении и обязательно вернёмся. Есть там и красивые реки (обычные и горные), и сами горы (покрытые зеленью, повыше и пониже, с большим количеством троп на любой уровень подготовки), и шикарное большое озеро и просто разные интересные места типа музеев, смотровых площадок, развалин замков, заповедников, старых шахт, туристических железных дорог и т.д.

Бещады

Мест, где остановиться, тоже много. Есть и отели, и агротуристические хозяйства, и отдельные домики в аренду. И в городках с магазинами, кафешками и тд, и прямо в горах.

Вообще как именно мы придумали в Бещады ехать? В моей волонтерской организации родители одной из девушек держат агротуристическое хозяйство (ну это такая ферма, где можно остановиться и наслаждаться природой). Как раз туда мы и собирались поехать. Но не срослось: из-за пандемии внутренний туризм стал очень популярен, так что там все оказалось занято. Тогда мы решили найти домик, чтобы не жить в отеле и ни с кем не пересекаться, перерыла все, что можно, все было занято. В итоге один таки нашла — в городке Ustrzyki Dolne. По фото все было не идеально, но других вариантов и не было.

Ustrzyki Dolne

Как уже говорила, ехать нужно было около 3,5 часов. Машину арендовали :) При большом желании можно в те места и на автобусе доехать, но если хочется все интересное посмотреть, без автомобиля никак.

Начало путешествия

Три с лишним часа — не такая долгая дорога, чтобы делать остановки, но мы все же остановились посмотреть на город Przemysł, который был у нас по пути. Оказался очень симпатичным. Расположен на реке San, пейзажи вокруг уже не абсолютно плоские, как в нашем регионе, а приятные холмистые. Прогулялись по набережной, заглянули в старый город. Интересно, что у набережной нашли что-то типа крепости. Оказалось, это остатки линии Молотова (оборона во времена второй мировой).

Старый город небольшой и милый. Кстати, это ещё один город (после Хелма, в котором бы были в 2019-м) с медведем на гербе. Посмотрите, какой милый фонтан! Ох уж эти медвежьи попы :-).

После Пшемышля дорога становится уже ну, не серпантином, но такой достаточно горной с частыми и порой закрученными поворотами. Ещё час в пути и мы оказались в Устшыках Дольных. Крошечный и совсем провинциальный городок, расположенный в «ямке» между горами. Горы, конечно, не особо высокие, холмы скорее, но все равно красиво.

устшыки дольне

С Закопане (расположенным у подножия Татр) этот городок, конечно, не сравнить. В сравнении он совсем простенький и провинциальный, мало едален и прочих развлечений. Но в этом есть свой шарм, почему бы и нет.

Наша «турбаза», так скажем, располагалась очень удачно — на окраине городка прямо в лесу, на подножии горы. При желании в центр можно было дойти за 15-20 минут. При этом вокруг был хвойный лес, очень тихо и свежий воздух.

Та неделя, которую мы провели в Бещадах, выдалась очень жаркой, так что мы особенно оценили расположение нашего домика — в лесу всегда было комфортно, а ночью даже свежо. Так что приезжая с дневных приключений на жарком солнышке можно было с кайфом отдохнуть на террасе.

бещады

Сам наш «центр отдыха» был, конечно, староват, ещё со времен социализма явно. Домики старые, деревянные, мебель тоже. Но все чисто, ухоженно, где надо, отремонтированно, комфортный санузел, большие террасы, своя небольшая зелёная территория и барбекюшница, лес из окна. Короче, нисколько не пожалели о своём выборе! Точнее, и выбора-то не было, но повезло.

Домик в бещадах, Польша

Потом, когда мы катались по региону, я смотрела из окна на симпатичные домики в горах или у озера на солнцепеке и думала — ну нафик, не хотела бы я там жить. Кроме того, мы жили хоть и в лесу, но в городе, рядом был крупный продуктовый, всегда можно было купить еды или прогуляться до ресторанчика. А ещё в городке очень приятный парк отдыха с большой детской площадкой.

Ustrzyki Dolne

бещады

Теперь расскажу о том, что же мы делали неделю в этих Бещадах. В первый день добрались и прогулялись по городу, а далее…

День 2

Решили подняться на какую-нибудь гору в самих Устшыках Дольных. Выбрали «вершину» Mały król (маленький король), 641 метр над уровнем моря. Решили идти не по основной дорожке, а по более дикой и короткой, зато начинающейся прямо от леса, в котором находятся наши домики. Она оказалась довольно крутой, местами мокрой и ещё какие-то похожие на пауков мухи постоянно на нас садились. Но лезть надо было недолго, минут 40, так что мы не очень устали :-).

На высоте:

Не сказать, конечно, «вау, высота», но все ж галочку поставили, взобрались! Обратно пошли уже по официальной тропке, которая заняла час с небольшим и вела к центру города. И не зря! Нашли чудесное место для отдыха с лавочками и видом на городок. Волшебно!

День 3

Единственный день, когда была плохая погода — около 15 градусов и весь день лило (все остальное время жара +26-28). Так что мы решили поехать в Музей истории Бещад. Он совсем крошечный, но там всякие старые ископаемые штуки, ребенок это любит.

День 4

Погода снова стала прекрасной и мы отправились на «Бещадское море» — Солиньское озеро (Солина). Его площадь более 20 кв. км, окружено горами, так что виды великолепные.

Сочинское озеро

Солинское озеро

Озеро искусственное, создано из слияния двух рек, так что есть еще и внушительная дамба, на которой располагается гидроэлектростанция. По дамбе можно прогуляться.

Но озере можно покататься на кораблике, взять в прокат лодки, каяки или катамараны. На корабликах были адские толпы (несмотря на ковид), так что мы решили поплавать на катамаране. Оказалось, что можно доплыть до островка, доступ до которого только у плавающих на чем-то, там немного людей, чисто, песочек, теплая водичка, в общем, с удовольствием искупались!

Затем прокатились до смотровой площадки с видом на Солиньское озеро. На нее надо подняться, но не очень высоко, а вид просто завораживает. Красивейшие места!

прокатились до смотровой площадки с видом на Солиньское озеро.

По дороге увидели симпатичную карчму (ресторан национальной кухни) и решили пообедать. Оказалось, что зайти туда просто так нельзя (в период пандемии), надо позвонить и ждать официанта. Трезвонили долго и ждали минут 10. Оказалось, что там как в модных клубах надо ждать, пока освободится место, тогда и сотрудник встретит и проводит. В общем, нам еще повезло, что ждали недолго. Когда мы выходили скушав вкуснейший обед, очередь желающих стояла уже человек из 15-ти. Заведение (Karczma Solina) того стоит: готовят хорошо, а уж какой вид с террасы!

Karczma Solina

Теплый вечерок решили провести в городском парке Устшыков Дольных (Park pod Dębami). Там очень понравилось — все новенькое и чистое, есть памп-трек, скейт-парк, хорошая детская площадка и даже лесная тропинка среди деревьев.

День 5

В этот день мы снова решили покорить какую-нибудь гору, на этот раз повыше. В бещадах много интересных вершин и горных треков, например, Polonina Wetlinska. На фото я как раз на ее фоне.

полонина ветлинска

Однако было очень жарко, а почти весь подъем на полонину под солнцем, так что остановились на другом варианте недалеко — горная полоса Dział, 1200 м с чем-то там над уровнем моря. Вела на нее недавно открытая трасса, в интернете было написано, что она пологая и подойдет детям и людям старшим. Нууууу нееее знаааааю. Хорошо я пишу этот пост спустя несколько недель, потому что в тот же день в процессе подъема могла только ругаться матом!

Краткий вывод был — в жопу горы. Не ожидала такого уклона и все это на полтора часа. Может, стоило выбрать более пологую и более долгую трассу. Я устала и чуть не падала, особенно в финале, Саша тоже устал, в конце рыдал, жалко было, но уже дошли, раз поперлись. А самое смешное, что вид сверху был не особо, снизу лучше!

Картинки с обратного пути. Когда дорога чуток пошла в горку в самом конце я уже снова почти рыдала :-). Нет, ну правда, вроде бы и тренированный человек, три года как занимаюсь, бегаю, хожу на степпере, делаю силовые тренировки, но к такому уклону по камням и на долгое время никак была не готова.

Вот еще вид снизу, на ту самую полонину Ветлинскую.

бещады

Ну и ужин после активного дня — чудесные пельмешки (как наши, вкусные! не такие как у поляков) в ресторане Niedźwiadek. Расположен та же в Ustrzyki Dolne, если будете — страшно советую. Вкусная кухня, уютная терраса, хорошие цены.

Niedźwiadek bieszczady

День 6

Красивое утро на нашей турбазе :).

Ustrzyki Dolne olimp

До конца отпуска оставалось уже немного, а планов было еще много! Как минимум у меня :-). Когда я ругалась в соцсетях о том, что больше никогда и на ни одну гору не полезу, мне посоветовали подняться на горку в деревеньке Biezmechowa Górna. Там располагается аэродром для планеров (szybowisko), так что на эту гору можно спокойно въехать автомобилем. Мы, правда, поначалу несколько заблудились и пропустили поворот, но радушные местными жители помогли. А виды оттуда замечательные!

Bezmiechowa Górna

Затем мы направились в городок Sanok, где собирались поплавать на каяках. По дороге увидели заполненную парковку и указатель к руинам замка, не удержались и остановились. От замка 16 века под названием Sobień мало что осталось, зато вид из него когда-то был чудесный!

В кадре река San, которая протекает в Бещадах. И как раз по ней мы собирались сплавляться.

Вместо каяка нам предложили надувную лодку (по-польски понтон), так как 3-местных каяков не было. Если б я знала, каково на ней плавать, я бы, конечно, ещё поискала каяк/байдарку. Вообще все приключение себе представляла как приятное путешествие, когда течение в основном само несёт. Выбрали 13 км трассу, погода супер, виды красивые. По факту оказалось, что течение у реки слабое, а ветер в лицо сильный, ну ещё и лодку такую вдвоём двигать непросто. В общем, если бы мы не гребли, мы бы просто стояли на месте. Так что гребли, ТРИ ЧАСА, водой поливались и гребли.

Такая себе проверка крепости брака: чуть не поубивали друг друга, муж только кричал «греби, Оля, греби сильнее, Оля!». У такой лодки ещё весла раздельные, а не как у каяка, очень сложно было синхронизироваться. А я вообще нигде не училась грести и не обязана уметь грести, да ещё и три блин часа! В общем, тоже весёлое приключение было сразу после дня с восхождением на гору, но виды все равно того стоили, так что, пожалуй, повторила бы.

У реки интересное скалистое дно

сплав по реке Сан

Вот наши лица в начале многообещающего путешествия:

река санок

А вот моя физиономия, когда я была уже очень уставшей и злой на весь мир :).

сплав по реке, я устала

Приплыли мы, кстати, в палаточный лагерь в местечке под названием Diabla Góra. А оттуда нам уже вернули в Санок автобусом. Когда искали, где бы там перекусить, наткнулись на памятник Т-34. Здесь тоже когда-то линия Молотова проходила. Памятник, конечно, в печальном состоянии.

День 7

Финальный полный день в Бещадах. Ранее утро. Оля, которая еще позавчера клалась, что на ни одну гору в жизни больше не полезет, прется на горнолыжку в Устшыках Дольных (на горе Gronadzyn). Скажу, что легко не было — по солнцу (хотя местами можно было пойти в тени рядом с деревьями, да и с утра еще не было слишком жарко). Плюс снизу гора не казалась такой протяженной, как оказалась в реальности. Но в целом дорога по травке без камней и корней, уклон адекватный, да и взбираться надо было минут 30-40, а не полтора часа, как на Dział. Короче говоря, мне понравилось! И виды на Ustrzyki Dolne просто прекрасные!

Не катаюсь на горных лыжах, но, думаю, там и зимой офигенно.

Наверху еще нашлось озеро с чистой голубой водичкой, но к нему не подойти, огорожено и написано «стройка».

Бещады

Взбиралась я на горнолыжку, кстати, сама, мои парни предпочли внизу посидеть. Внизу тоже был симпатичный искусственный водоем, домики в аренду, а еще гуляла семья из пяти оленей!

Если приблизить, то оленей видно :)

Следом мы направлялись в местечко под названием Uherce Mineralne, чтобы поучаствовать в классном железнодорожном развлечении, но о нем ниже. А перед этим заглянули в симпатичный городок Lesko, где осмотрели старинное еврейское кладбище. В Бещадах вообще очень много еврейских кладбищ (киркутов) с 16 века и позже, а также деревянных грекокатолических церквей. Не сильно вникала, с чем это связано, тем не менее таких достопримечательностей много, можно смотреть на карте и делать остановки во время путешествий.

Lesko

А вот такой интересный универмаг в Lesko, с остатками неоновых вывесок.

И фонтан очень милый, с рыбками.

Ну а затем мы отправились кататься на железнодорожных велодрезинах — еще одно классное бещадское развлечение. Раньше станция этих дрезин была и в самих Устшыках Дольных, но сейчас осталась только в местечке Uherce Mineralne, куда из Устшыков ехать около 20 минут.

велодрезины польша

Есть в регионе неиспользующаяся уже железная дорога (про неё в вики огромная статья, называется «Железнодорожная линия 108«), и вот на ней организовали катание на велодрезинах. Интересно и виды красивые. Желающих полно, особенно в хорошую погоду, так что очень советую заранее резервировать билеты на сайте.

Дрезин много много, целый поезд, но каждая отдельно, не соединены. Покатушки происходят по времени организованной толпой друг за другом. Весело, красиво, шумно и местами в горку, но нетрудно, так как вдвоём педалировали ?. Ехали 6 км до станции, там остановка и обратно. На станции сотрудники эти дрезины очень ловко разворачивали.

А дрон делал фото и потом их можно было купить. В общем, было классно, но очень жарко, большая часть пути на солнцепеке.

мокрая оляпка

Та самая фотка с дрона

Затем нам захотелось отдохнуть и охладиться, я открыла карту и увидела, что рядышком есть водопадик. Этим Бещады и прекрасны — открываешь карту и обязательно находишь что-то интересное. Место оказалось живописное и облюбованное местными жителями. Мои парни сначала пошли ножки намочить, а потом разделись до трусов и отправились купаться. Сын сказал, что это быдло лучшее развлечение, намного круче дурацкой горы, долгого плавания на лодке и шумных дрезин :-).

водопад

Как видите, предпоследний день был очень активным, хотелось захватить все! По дороге в Устшыки я опять увидела заполненную парковку и попросила мужа остановиться. Оказалось, от нее вела короткая дорожка к камню под названием Kamień Leski. И не просто камню, а с настоящими скалами рядом. Возле этого камушка себя ничтожной пушинкой ощущаешь. По нему, кстати, взбираются альпинисты, на фото видно одного смельчака.

Ну а вечер был любимый ресторанчик Niedźwiadek и вкуснейший украинский борщ.

Niedźwiadek устшыки

День 8

Что ж, настал финальный день отпуска. Хотя у нас и на него были огромные планы! Мы выехали из нашего домика и направились в противоположную Люблину сторону на самый юг Польши, почти на границе со Словакией. Дело в том, что там располагается узкоколейная лесная железная дорога (Bieszczadzka kolejka leśna). И раз в неделю там катают на настоящем старинном паровозе! Купить билеты на дни пораньше не удалось (тоже большой интерес со стороны туристов, так что покупайте заранее на сайте, катают там не только на паровозе, но и на обычных дизелях с открытыми вагончиками несколько раз в день), так что мы решили сделать крюк, чтобы ехать потом в Люблин на полтора часа дольше. Но оно того стоило. Исполнили мечту сына — он фанатеет от паровозов.

До паровоза у нас было лишнее время, так что мы заехали на край Солиньского озера, а потом еще останавливались помочить ножки в горной речке — холодной и быстрой, Сашке такие очень нравятся.

озеро солиньское

горная речка

Что ж, вернемся к железной дороге. Честно сказать, сам процесс катания мне не понравился. Ну очевидная вещь — когда едешь в паровозе, паровоза не видишь (зато люди вокруг останавливались и доставали камеры ?). Плюс он едет оооочень медленно и шумно. Была жара, в вагонах душно, пахло дымом от паровоза. Ну и уже мои «ковидные» заморочки — вагон закрытый, только окна открыты, места все заняты, люди в масках, но я ж параноик, короче я все полчаса пути стояла в тамбуре, где окна не открывались. Взмокла насквозь и написала мужу в телеграм, что останусь на станции (которая за 5 км от стартовой) и пусть он меня забирает на машине ?. Ну и заодно на паровоз посмотрю со стороны. Муж сказал, что я не совсем нормальная, но согласился, люблю его!

Bieszczadzka kolejka leśna

На станции нам рассказали про сам паровоз (забыла, какого он года, но таких было всего 70 и сейчас осталось лишь два, и исправный только этот). Отъезжал он очень эффектно, смотрите сами. Такая мощь, столько пара, вау! Стоило увидеть это со стороны!

Кстати, в отзывах про эту ж/д видела, мол, «виды отстой, только лес». Ну, собственно, я не знаю, что ещё ожидать, если едешь по железной дороге с названием «Бещадская ЛЕСНАЯ». Горы тоже, кстати, видно немного. И речку. Ну и Саша был доволен — это главное! Мечту исполнили!

Оставшись она на станции, я прогулялась до карчмы неподалёку (с классным названием Skup Runa Leśnego), заказала там вкусной еды, дождалась своих мужчин, потом мы в очередной раз погуляли по каменистому дну горной речки и поехали в Люблин ?.

горная речка бещады

Думаю, нет смысле писать длинные итоги. Если прочитали пост целиком или хотя бы просмотрели мельком, понимаете, что в Бещадах очень красиво и много интересного. И это мы еще далеко не все посмотрели. Замечательный регион Польши, в который стоит вернуться в любое время года :-). И от нашего Люблина расположен не так уж и далеко. Хотя, конечно, смотря в какое конкретно место ехать, с самой границы со Словакией мы возвращались около 5 часов учитывая остановки.